Выбор рекомендателя на программу MBA: ошибки и советы
Приняв решение поступать в бизнес-школу, вы наверняка, знаете о требовании приемной комиссии предоставить рекомендательное письмо, которое должно подтвердить ваши лидерские качества, аналитические способности и зрелость, т.е. дополнить вашу анкету на поступление.
Как же правильно выбрать рекомендателя? Как показать приемной комиссии и то, что рекомендатель имеет право вас оценивать и хорошо вас знает, написав о вас эффективное письмо, и то, что вы способны выбрать правильного человека для выполнения такой работы?
Занимательное это занятие – чтение рекомендательного письма, написанного выдающимся предпринимателем, рок-звездой или самим генералом армии! Но насколько такое письмо повысит ваши шансы на поступление в престижную бизнес школу? Увы, не намного больше, чем, если такое письмо будет написано человеком, который достаточно хорошо вас знает и способен дать эффективную и объективную оценку ваших навыков и достижений, не зависимо от занимаемой им должности.
Само по себе рекомендательное письмо даже от самого высокопоставленного чиновника, как ни странно, вряд ли сможет помочь студенту при поступлении. Ведь такие письма чаще всего написаны общими хвалебными фразами, в них нет конкретной оценки профессионализма и личности студента. Да что там, иногда такие письма написаны специально обученными для этого людьми и поданы на подпись «известному чиновнику». Некоторые приёмные комиссии не исключая этого варианта, уточняя тот факт, давал ли такой чиновник рекомендацию студенту.
Произвести благоприятное впечатление – это всегда важно, в данный момент эту роль и призвано сыграть Рекомендательное письмо. У рекомендателя должен быть опыт в оценке других их профессионализма, его рекомендации должны учитывать все детали вашей личности, конкретные примеры ваших достижений, рост и вклад в развитие компании, а так же положительную оценку вашей кандидатуры в целом. А энтузиазм и позитивное отношение, которое испытывает к вам рекомендатель, его поддержка непременно убедят приемную комиссию в том, что вы достойный кандидат.
При подготовке рекомендательных писем важно не допускать распространенных ошибок:
Ошибка 1: Каким бы авторитетным не казалось вам рекомендательное письмо от высокопоставленного руководителя, нет смысла обращаться к нему, ведь «вес» вашему письму придаст отнюдь не должность рекомендателя, а та информация, которую он о вас напишет. Общие фразы, поверхностные, хоть и благоприятные впечатления о вас не смогут раскрыть портрет целеустремленного и вдумчивого студента, способного на обучение в бизнес школе.
Ошибка 2: Еще одна ошибка в выборе рекомендателя, когда им становится близкий родственник. О какой тогда объективной оценке может идти речь? Родственные чувства всегда победят желание близкого человека профессионально и серьезно оценить вашу личность.
Ошибка 3: Если в настоящее время вы не учитесь в докторантуре, не стоит обращаться за рекомендацией к преподавателю. Для приемной комиссии намного важнее ваши успехи в профессиональной сфере, в компании, в которой вы работаете, нежели ваша успеваемость или овладение какими либо знаниями, о которых может поведать им ваш преподаватель.
Ошибка 4: Написание такого серьезного документа, как рекомендательное письмо требует сосредоточенности не на одну неделю. Убедитесь, что у вашего рекомендателя достаточно времени, чтобы написать хорошую рекомендацию, что он правильно оценивает задачу, которая перед ним стоит и действительно может уделить этому заданию необходимое время. И тогда вы будете уверены, что ваш пакет документов для приемной комиссии готов. Если вы соберете все нужные документы в положенный срок, показав себя дисциплинированным и серьезным кандидатом, это, несомненно, произведет положительное впечатление на приемную комиссию
Ошибка 5: Не ищите рекомендателя, с которым вы когда-то работали, это не прибавит вам очков, а лишь вселит сомнения в проверяющих, почему вы не нашли человека, способного оценить вас нынешнего. Ваш идеальный рекомендатель – человек, способный в доступной форме рассказать о ваших профессиональных качествах, успехах и достижениях. Лучший рекомендатель - это, как правило, ваш непосредственный руководитель, но если по каким то причинам обращение к нему невозможно, то таким человеком может стать ваш наставник в каком-либо проекте, человек, который работал с вами последние два года, а еще лучше, продолжает с вами работать и сейчас.
Ошибка 6: Правильно оцените требования бизнес школ к написанию рекомендательного письма. Подойдите к этому заданию со всей серьезностью. И не совершайте ошибок, которые снизят ваши шансы на успех. Не пишите рекомендательное письмо самостоятельно. Стиль написания эссе и письма в таком случае будет неизбежно одинаков, как бы вы не переставляли слова и не меняли смысл написанного. Если у вас есть идеи, которые пригодятся для написания письма – предложите их автору вашей рекомендации, он вполне сможет их раскрыть своими словами.
Порой есть причины, когда вы не можете (или не хотите) информировать вашего руководителя о поступлении в бизнес-школу, это вполне объяснимо. Ведь работодателю не выгодно терять сотрудника, который принял решение продолжать обучение в бизнес школе взамен трудовой деятельности в его компании. И, тем не менее, этот вариант остается самым выигрышным для кандидата: этим вы заявляете приемной комиссии, что готовы, во что бы то ни стало, учиться, жертвуя при этом своей успешной работой.
Несколько советов по подготовке рекомендаций:
Совет 1: Важность рекомендательного письма трудно переоценить. Для приемной комиссии важен взгляд о вас со стороны ваших коллег, руководителей. Не переставайте общаться с человеком, которого вы выбрали для этого задания. Делитесь с ним своими идеями, планами, это поможет ему написать о вас содержательное и эффективное письмо, которое привлечет к вам внимание комиссии. Подойдите к этой задаче со всей ответственностью.
Совет 2: Умение стратегически мыслить – залог успеха студента бизнес школы. Взвесьте все «за» и «против». Насколько для вас важно поступление в бизнес школу именно сейчас? Как это отразится на вашем ритме жизни, на отношении с вашим руководителем, если, к примеру, вы недавно пришли в компанию, и вам только что доверен серьезный проект? В таком случае будет более дальновидно перенести поступление на другой срок. Ваши успехи в проекте дадут возможность руководителю оценить ваши достижения и дать вам дальнейшую рекомендацию.
Совет 3: Изучите структуру написания рекомендательного письма. Его содержание должно дополнять информацию о вас в других документах: анкета, эссе, и соответствовать ей. Преимущества и недостатки, которые вы будете раскрывать в эссе должны быть упомянуты и в рекомендации, что повысит уровень доверия к вам со стороны приемной комиссии. План или набросок вашего эссе поможет автору рекомендации эффективно использовать полученную информацию, дополнив ваш портрет в письме.
Совет 4: Рекомендации, в которых ваши профессиональные качества описаны под разным углом, и высказаны разные точки зрения, представляют большой интерес для приемной комиссии. Особенно, если такое письмо пишет о вас клиент или ваш контрагент, в нем ваши качества видны совсем в ином свете.
Совет 5: Участвуйте в создании собственного профессионального портрета, укажите важные подробности своего карьерного роста, ведь этапы ваших прошлых достижений можете помнить только вы. Такой подход только поможет вам лучше раскрыть определенные свойства вашей работы.
Совет 6: Будьте дальновидны, настойчивы и внимательны. Поступить в хорошую бизнес школу сложно. Может случиться так, что ваша первая попытка окажется неудачной – и тогда, рекомендательное письмо при следующем старте так же будет играть для вас важную роль. Хорошие, прочные отношения с вашим руководителем – залог дальнейшей его поддержки в вашем намерении поступить в такое престижное учебное заведение, как бизнес школа с мировой известностью.
При любом сценарии, высказанная благодарность автору вашего письма за эту поддержку и неоценимую помощь укрепят его уверенность в том, что его усилия были не напрасны, а что еще важнее, оценены по достоинству.
Отзывы и рекомендации
Я благодарна преподавателям за профессионализм, но, еще больше за человеческий подход и неравнодушие.
Ольга Закаидзе, старший специалист "ВТБ Лизинг"
Самым ярким свидетельством эффективности методики занятий является мое успешное поступление в INSEAD в 2013 году.
Константин Родченко, владелец бизнеса
Я прошел курс подготовки к GMAT и могу похвастать результатом в 700 баллов с первой попытки. Большое спасибо за помощь!
Игорь Кобзарь, директор по развитию Raiffeisen Asset Management